Подготовка стартапа – важный и требующий ответственности процесс. Если вы планируете собственный стартап, попробуйте придерживаться советов, приведенных в материале статьи. Это поможет сделать стартап успешным.
Финансовое моделирование
Финансовое моделирование – отличный способ перенести концепцию стартапа на бумагу. Финансовая модель стартапа позволит провести аналитические мероприятия и разработать бизнес-план.
Именно посредством финансового моделирования можно без труда определиться с тем, каков уровень жизнеспособности идеи. Крайне важно до момента поиска инвесторов получить ответы на следующие вопросы:
-
Какова суть предложения, какие задачи продукция или услуги (решение, приложение и т. д.) могут решить?;
-
Сколько нужно денег для покрытия постоянных затрат, каковы эти затраты?;
-
Каков объем инвестиций был бы оптимальным, на что бы пошли деньги?.
После моделирования и предварительного анализа можно начинать поиск инвесторов. Но не сразу: сначала нужно решить другие задачи.
Кому отправлять предложение?
Потенциально заинтересованным инвесторам, в том числе фирмам, специализирующимся на венчурном финансировании. Совет: лучше всего для предварительного ознакомления предоставлять потенциально заинтересованным лицам только сводку. Это защитит уникальность стартапа в случае его отклонения инвестором или фирмой.
Также стоит учитывать, что больше всего инвесторы любят стартапы на поздних стадиях развития, к примеру, когда дело встало на коммерческий путь или же проект начал масштабироваться. Какую-то часть работы придется делать самостоятельно.
Совет: поиск инвесторов стоит начать среди знакомых и их знакомых. Иногда близкие или относительно близкие люди с большей охотой согласятся на финансирование стартапа.
Какие стартапы нравятся спонсорам?
Чтобы дать жизнь стартапу, нужно убедить инвесторов том, что:
-
вас отличает трудолюбие и амбициозность;
-
ваша концепция имеет логику;
-
ваша идея работает;
-
вы готовы работать с рисками и минимизировать их.
Оптимальная сумма для старта
Не стоит гнаться за заоблачными суммами и сразу требовать от инвесторов 200-300 тысяч долларов. Для старта будет достаточно 10-20 тысяч. Отлично, если это будут ваши личные деньги.
Платформы для стартапов
Чтобы помочь развитию дела, можно и даже нужно обратиться к некоторым платформам. Примеры:
-
Starups.co. Количество пользователей – более десяти миллионов. Здесь можно найти инвесторов и консультантов;
-
Gust.com. Платформа примечательна тем, что ее пользователи вложили более миллиона долларов в стартапы;
-
Angel Investment Network и подобные платформы, типа Angel Capital Association. Эти и другие сети бизнес-ангелов не только помогут найти деньги, но и обеспечат контроль, будут подсказывать и консультировать человека, решившегося на собственный стартап.
Также стоит присмотреться к краудфандинговым площадкам. Пример – Kickstarter. Полезными могут стать бизнес-инкубаторы, к примеру, TechStars.
Маркетинг и презентация
Маркетинговая деятельность – почти основа коммерческого успеха. Включите элементы маркетинга в стартап и постарайтесь заняться им сами. Это позволит развиться и сэкономить средства. Если в деталях разбираться желания нет, можно привлечь специалиста.
Презентация – еще один важный для стартапа момент. С ее помощью можно наладить диалог, монолог и даже привязать инвесторов к стартапу. Грамотно подготовленная презентация предполагает:
-
наличие фактов;
-
краткость. У инвесторов мало времени либо оно очень дорого. Не нужно раздувать презентацию до немыслимых рамок. Оптимальное количество слайдов – 10 штук;
-
точность. Цифры и оценки должны быть объективными;
-
простота изложения. Инвестор должен понимать, что ему предстоит спонсировать (или не предстоит);
-
уверенность. Не нужно зачитывать инвестору текст со слайдов.
Информационный меморандум в помощь стартапу
Информационный меморандум – это документ, имеющий юридическую силу. Инвесторам он может стать полезным для понимания целей, рисков, условий финансирования.
В общем случае меморандум включает 20-30 страниц информации (текст, графика). Его нужно посвятить важнейшим аспектам стартапа.
Меморандум должен:
-
давать представление о стартапере и его концепции;
-
обосновывать актуальность и эффективность инвестиций в стартап;
-
содержать краткое описание концепции, проведенных маркетинговых и других исследований;
-
содержать историю деятельности стартапера;
-
содержать указание на потенциальных клиентов, описание целевой аудитории и перспектив, сведения о потенциале расширения и развития стартапа с обоснованиями;
-
содержать данные о текущей рыночной ситуации, прогнозы;
-
включать данные о проведенном SWOT-анализе;
-
иметь в структуре раздел о разработанных и продуманных индикаторах успеха;
-
включать сведения о рисках;
-
давать представление о команде стартапа;
-
раскрывать финансовые данные (расходы, ожидаемая прибыль);
-
содержать сведения по долгосрочным целям;
-
включать прочую информацию.
Задача информационного меморандума – представление проекта и данных, которые не удалось вместить в презентацию.
Советы: 5 шагов на пути к успеху
-
Убедитесь, что концепция жизнеспособна, изучив рынок и подготовив реалистичные прогнозы.
-
Выявите цели стартапа и подготовьте бизнес-план.
-
Подготовьте прототип стартапа.
-
Подготовьте информационный меморандум.
-
Подготовьте краткую презентацию.